КАТА САНЧИН SANCHIN KATA >> Секреты ката САНЧИН

СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ    ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ karate-photo


КАТА САНЧИН :: SANCHIN KATA >> Секреты ката САНЧИН

Исторические свидетельства позволяют датировать появление ката санчин XVIII-XIX вв.
Многие окинавские мастера твердо убеждены, что ката санчин напрямую восходит к таким практикам цигун, как трансформация сухожилий (яп. Эккин) и омовение костного мозга (яп. Сэндзуй), которые, якобы, Бодхидхарма преподал шаолиньским монахам.
Однако с исторической точки зрения их уверенность абсолютно безосновательны.
Система Эккин кико используется для установления контроля над циркуляцией ки по меридианам и далее по всему телу, а Сэндзуй кико - для поднятия ки вверх по позвоночному столбу.
Выделяют 5 составляющих правильного исполнения ката санчин, которые впрочем, приложимы к любому ката каратэ.
Первая составляющая - правильная стойка и правильные базовые движения.
Вторая - развитие сильного, жесткого тела, способного выдерживать мощные удары в большинство областей, даже в солнечное сплетение. Эта способность зависит от правильности техники, которая заключается в максимальном сжатии межреберных промежутков, чтобы все внутренние органы оказались прикрытыми сплошным жестким каркасом ребер, и уровня овладения напряжением мышцы.
Третья составляющая - постановка правильного дыхания. Дыхание - это связующая нить между телом и психикой. На физическом уровне правильное дыхание помогает развитию необходимого напряжения мышц, на психическом - позволяет обратиться внутрь себя, установить контроль над собственным сознанием.
Четвертая составляющая - взгляд. Глаза - это еще одно связующее звено между телом и психикой, а также основной источник получения информации об окружающем мире. Известно, что степень концентрации сознания в немалой степени зависит от правильной постановки взгляда. Кроме того, глаза должны излучать холодную, тигриную ярость.
Пятая составляющая - концентрация. Во-первых, полная концентрация внимания на выполнении задания необходима для достижения совершенства в физических аспектах ката. Во-вторых, только благодаря полной концентрации внимания при выполнении ката можно достичь единства тела и духа. В-третьих, концентрация внимания - необходимое условие вхождения в медитативное состояние. При выполнении ката санчин многие мастера считают также, что необходимо научиться контролировать ток ки по двум важнейшим меридианам человеческого тела: переднесрединному кит. жень-май (яп. ниммяку-кэй) и заднесрединному кит. ду-май (яп. токумяку-кэй). Это достигается посредством регулирования дыхания, положения тела и правильных мышечных усилий. Кроме того, наставники часто прикасаются к энергетическим центрам ученика и меридианам, по которым течет энергия, чтобы активировать энергию и облегчить овладение навыком управления ки.

Огромное значение имеет правильное положение тела. Таз выдвинут вперед для того, чтобы устранить прогиб поясницы. Это позволяет ки течь свободно, поднимаясь прямо вверх по спине по меридиану токумяку-кэй. Подбородок должен быть прижат так, чтобы он находился над яремной ямкой. Благодаря этому в шейном отделе позвоночника устраняется естественный изгиб, и он становится на одну линию со спиной. Весь позвоночник максимально выпрямляется и тянется вверх, словно вас подвесили за макушку. Кончик языка должен быть прижат к верхнему небу над самыми зубами. Так обеспечивается замыкание меридианов токумяку-кэй и ниммяку-кэй.Традиционно при вдохе рекомендуют визуализировать прохождение ки вниз по переднесрединному меридиану ниммяку-кэй к области тандэн. Живот при этом немного раздувается. Это движение должно быть очень небольшим, едва видимым глазу. Это легкое расширение помогает провести ки в самый низ живота.

Когда вдох достиг предела, таз делает небольшой поворот назад. Опять-таки, это движение должно быть очень небольшим, едва заметным. Одновременно с этим нужно представлять, как ки описывает полукруг по животу: вниз от тандэна, затем вверх к основанию позвоночника. Это конечная фаза вдоха. Легкое движение таза помогает вести ки из тандэна в низ живота к основанию позвоночника. Во время выдоха ведите ки вверх по меридиану токумяку-кэй. Сожмите анальный сфинктер и сфинктер мочевого пузыря, напрягите мышцы малого таза и область живота от лобка до пупка. Эти действия (так называемый "нижний замок") помогают заставить ки подниматься по спине вверх по меридиану токумяку-кэй. К концу выдоха ци направляется вокруг головы к носу и затем к языку. Этим завершается один цикл и начинается новый. Этот тип дыхания можно использовать во всех "долгих дыханиях" в этом ката. Однако в санчин есть также несколько "коротких дыханий". При их выполнении не нужно точно визуализировать движения ки по телу, важнее чувствовать, как она проходит по меридианам ниммяку-кэй и токумяку-кэй. Стоит отметить, что во всех версиях ката санчин структурировано таким образом, чтобы максимально облегчить контроль над током энергии. Ката можно разделить на несколько циклов.

Первый цикл включает подтягивание руки к себе (хикитэ) и вдох, вытягивание руки вперед (цуки) и выдох, двойной блок изнутри наружу рётэ тюдан ёко укэ (моротэ удэ укэ) - вдох-выдох. Следующий цикл: несколько повторяющихся одинаковых, простых быстрых движений руками (нукитэ) на месте в сочетании с дыхательными циклами. Третий, завершающий цикл, представляющий собой сочетание дыхательных циклов с довольно сложными быстрыми движениями рук - круговым блоком ва-укэ. Короткие выдохи в конце ката используются для того, чтобы прогнать ки по малому кругу и поместить ее в тандэн. Таким образом, ката санчин структурировано по принципу перехода от простого к сложному.

В некоторых (не во всех) стилях каратэ при выполнении ката санчин используется динамическое напряжение. Его использование объясняется двумя причинами. Во-первых, напряжение мышц в сочетании с тренировкой цигун способствует выведению ки в суставы и ближе к поверхности туловища. Когда же мышцы расслабляются, ки начинает циркулировать по всему телу. Таким образом, динамическое напряжение служит средством повышения эффективности энергетической тренировки. Вторая причина использования динамического напряжения - стремление заставить ки подниматься по позвоночнику.

Система проверки правильного напряжения мышц при выполнении ката санчин.

Существует система проверки правильного напряжения мышц при выполнении ката санчин. Приведём порядок проведения проверки сжатия мышц - симэ, используемый в стиле Годзю-рю:

1. После поклона каратистов друг другу проверяющий (условно "сэнсэй") заходит сзади и, прежде всего, проверяет, прижаты ли внутренние рёбра ступней к полу, а потом делает то же самое с внешними рёбрами.
2. Взяв ученика за щиколотки, "сэнсэй" помогает ему "укоренить" стопы, закрепить позицию, почувствовать силу своих ног.
3. "Сэнсэй" подходит к ученику спереди и проверяет, правильно ли согнуто колено передней ноги. Затем, чтобы проконтролировать напряжение ног, ставит свою стопу перед стопой исполнителя и медленно и аккуратно надавливает своим коленом на его колено. Если мышцы ног напряжены достаточно, нога не поддастся.
4. "Сэнсэй" заходит сзади и наносит два-три шлепка подряд по бёдрам ученика для того, чтобы проверить, напряжены ли их мышцы.
5. Точно так же наносятся шлепки по верхней части ягодичных мышц.
6. "Сэнсэй" наносит (для начала медленно!) удар ногой промеж ног ученика. Стопа должна идти прямо снизу, поскольку при ином выполнении приёма гениталии будут задеты в любом случае.
7. "Сэнсэй" несильно тыкает кончиками пальцев в нижнюю часть живота (тандэн) и давит ими некоторое время, дабы удостовериться, что напряжение мышц живота не спадает.
8. "Сэнсэй" проверяет, выпрямлен ли позвоночник исполнителя ката. Для этого он скользит рукой от затылка до копчика. "Впадин" быть не должно.
9. Затем "сэнсэй" кладет руки на плечи ученику, чтобы тот приготовился выдержать некоторое напряжение, и хлопает по ним сверху. В этот момент испытуемый должен максимально напрячься. Руки "испытателя" при хлопке движутся прямо вниз, таз опускается, чтобы ученик почувствовал, прежде всего, давление, а не удар.
10. "Сэнсэй" ещё раз проверяет, выровнен ли позвоночник.
11. Когда ученик выводит руки в удар, "сэнсэй" подставляет с самого начала движения ладонь прямо напротив кулака и оказывает сопротивление, но не слишком сильно. Ученик должен сохранять равновесие и не проваливаться, если неожиданно убрать препятствие. Вторая рука наставника при этом придерживает другую руку испытуемого.
12. "Сэнсэй" оказывает сопротивление рукам исполнителя, когда тот возвращает их в позицию чудан камаэ.
13. Когда исполнитель переходит к выполнению сукуй укэ (защиты двумя руками), "сэнсэй" проделывает то же самое. При этом его сопротивление направлено не навстречу кончикам пальцев, а к рёбрам и основаниям ладоней. Иными словами, в конечном положении, когда ладони ученика направлены вниз, сопротивление идёт спереди и сбоку (во время трех разных повторов блока).
14. Точно так же "сэнсэй" оказывает сопротивление и при исполнении маваси укэ ("круговой блок").
15. "Сэнсэй" должен следить за покраснением кожи испытуемого. При этом не должно быть значительного покраснения кожи лица, а удары не должны вызывать видимого эффекта. "Испытатель" должен также следить за тем, чтобы дыхание исполнителя было скоординировано с движениями.
16. "Сэнсэй" должен дать "продышаться" ученику и проконтролировать его состояние. Во многих стилях каратэ наставники полагают, что чрезмерное динамическое напряжение, натуживание, напряжённое дыхание потенциально очень опасно. Эти техники нельзя использовать, если рядом нет опытного инструктора, знакомого со всеми тонкостями практики ката санчин.
Поэтому, например, в стиле сито-рю динамическое напряжение не используется, и его заменяет легкое связующее "растяжение" при выполнении движений. Считается, что такой метод медленнее приносит плоды, но зато он гораздо безопаснее. После многих лет интенсивного тренинга исполнение ката санчин приблизится к совершенству, а каратист научится использовать свое сознание и тело в соответствии с принципами "жесткости" и "мягкости". Он станет внутренне расслабленным и гибким, в то время как его тело будет полным силы и твердым, как гранит.

Мастер высокого класса при исполнении санчин полностью контролирует свое сознание и каждую мышцу тела, сохраняет спокойствие и устойчивость в каждой позиции. В таком состоянии он готов к любому нападению. Овладев правильной стойкой, окрепнув физически и психически, каратист обретает непоколебимое физическое и психическое равновесие и становится способен использовать в одном единственном движении всю свою физическую и психическую энергию.
На Дальнем Востоке считают, что для всего существует "правильный" способ - ката. Правильное воинское искусство означает правильную ходьбу, дыхание, координацию и контроль жизненной энергии ки, семени - цзин (яп. сэй) и духа-шэнь (яп. син), тактику и стратегию. Говорят, что, когда овладеешь первыми двумя элементами, остальные займут свои места сами собой. А санчин - как раз такое упражнение, которое учит правильному способу ходьбы и дыхания<\strong>. Его нужно выполнять, чтобы найти свой собственный путь к другим указанным элементам. Китайские мастера говорят: "Когда овладеешь Санчин, боевое искусство будет правильным. В ката Санчин возможны некоторые вариации. Важно лишь, чтобы тренировка позволила ученику достичь поставленной цели".

<<<ИСТОРИЯ САНЧИН КАТА   |   СМОТРЕТЬ ВИДЕО САНЧИН КАТА   |   Задать вопрос и получить квалифицированный ответ специалиста на страницах BUDO Forum: форум Каратэ-до в Мире единоборств>>>

Снаряжение и экипировка для каратэ и единоборств

Решив начать заниматия каратэ, Вам потребуется приобрести спортивную форму, кимоно для каратэ. Кимоно для каратэ более правильно называть каратэ-ги, что в переводе с японского означает: одежда для каратэ.
Как выбрать кимоно для занятий каратэ выбираем: кимоно для Каратэ-До>>>

Притчи ДЗЭН-БУДДИЗМА :: ДЗЕНСКИЕ ПРИТЧИ

Суть Дзэн означает не только понимание Миpа, но и пpеданность избранному искусству и pаботе, богатство содеpжания, откpытость интуиции, выpажение вpожденной кpасоты и неуловимое очаpование несовеpшенства. Дзэн имеет много значений, но ни одно из них не опpеделено полностью. И если бы они имели бы чёткие определения, то не было бы Дзэн.
<<<ПРОЧИТАТЬ НОВУЮ ДЗЭН ПРИТЧУ         Рассказать свою ДЗЭН притчу>>>
СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ      ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ